|
Наименование термина
|
Определение или основные признаки
|
1. Общие термины
|
1.1
|
Мультимодальная перевозка
|
Перевозка грузов двумя или более видами транспорта.
|
1.2
|
Интермодальная перевозка
|
Последовательная перевозка грузов двумя или более видами транспорта в одной и той же грузовой единице или автотранспортном средстве без перегрузки самого груза при смене вида транспорта. В более широком смысле термин “интермодальность”применяется для описания системы транспортировки, предполагающей использование двух или более видов транспорта для перевозки одной и той же грузовой единицы или грузового автотранспортного средства в рамках комплексной транспортной цепи [от двери до двери] без погрузочно-разгрузочных операций.
|
1.3
|
Комбинированная перевозка
|
Интермодальная перевозка, в рамках которой большая часть европейского рейса приходится на железнодорожный, внутренний водный или морской транспорт и любой начальный и/или конечный отрезок пути, на котором используется автомобильный транспорт, является максимально коротким.
|
1.4
|
Контрейлерная перевозка
|
Частный случай перевозки автопоездов, автомобильных прицепов и полуприцепов по железной дороге.
|
1.5
|
Комбинированная перевозка с сопровождением
|
Перевозка укомплектованного автотранспортного средства в сопровождении водителя с использованием другого вида транспорта (например, парома или поезда).
|
1.6
|
Комбинированная перевозка без сопровождения
|
Перевозка автотранспортного средства или интермодальной транспортной единиц (ИТЕ) без водителя с использованием другого вида транспорта (например, парома или поезда).
|
1.7
|
Фидерная перевозка
|
Морская перевозка на короткое расстояние между по меньшей мере двумя портами с целью группировки или распределения грузов (обычно контейнеров) в одном из этих портов для перевозки в открытом море или после такой перевозки.
|
1.8
|
Логистика
|
Процесс организации цепи доставки и управления этой цепью в самом широком смысле. Может охватывать как поставки сырья, необходимого для производства, так и управление материальными ресурсами на предприятии, доставку на склады и в распределительные центры, сортировку, переработку, упаковку и окончательное распределение в местах потребления.
|
1.9
|
Грузовая отправка
|
Груз, отправленный на основании одного договора перевозки. В комбинированных перевозках данный термин может использоваться в статистических целях для подсчета грузовых единиц или автотранспортных средств. Под объединением нескольких грузовых отправок в полную партию подразумевается консолидация или укрупнение грузовых партий.
|
1.10
|
Предел ответственности
|
Максимальная денежная сумма, выплачиваемая перевозчиком грузоотправителю за любое повреждение груза или его утрату, за которые перевозчик несет ответственность по договору перевозки. Предельная сумма определяется по договоренности или в соответствии с законом.
|
1.11
|
Грузы, требующие особых условий перевозок
|
Грузы, которые при перевозке, по своим физико-механическим характеристикам и физико-химическим свойствам не могут быть отнесены ни к одному из видов тарных или штучных грузов, то есть к какому-либо виду, так называемых, генеральных грузов. К ним относятся жидкие опасные и неопасные грузы, загружаемые в контейнер и выгружаемые из контейнера наливом, газообразные грузы, перевозимые в сжиженном состоянии, твердые сыпучие грузы, загружаемые в контейнер и выгружаемые из контейнера самотеком или под давлением, грузы, требующие охлаждения или обогрева, грузы конкретного наименования и другие.
|
2. Участники комбинированной перевозки
|
2.1
|
Отправитель
|
Лицо или компания, которые передают грузы в ведение других лиц или компаний (экспедитора, перевозчика/оператора перевозки) для его доставки получателю.
|
2.2
|
Экспедитор
|
Посредник, организующий перевозку грузов и/или предоставление сопутствующих услуг по поручению грузоотправителя.
|
2.3
|
Получатель
|
Лицо или компания, имеющие право получить доставленные грузы.
|
2.4
|
Оператор перевозки / перевозчик
|
Лицо или компания, которые либо непосредственно отвечают за перевозку грузов, либо используют для этой перевозки третью сторону.
|
2.5
|
Принципал
|
Лицо, по отношению к которому другое лицо выступает в качестве агента.
|
2.6
|
Оператор мультимодальной перевозки (омп)
|
Любое лицо, заключающее договор мультимодальной перевозки и принимающее на себя полную ответственность за его осуществление в качестве перевозчика или оператора перевозки.
|
3. Грузовые единицы
|
3.1
|
Грузовой контейнер Freight container Термин "грузовой контейнер" не включает понятие "транспортное средство", "тару" или "упаковку"
|
Единица транспортного оборудования, которая имеет прочную конструкцию, является пригодной для многократного использования; позволяет осуществлять перевозки груза несколькими видами транспорта (транспортными средствами); быструю перегрузку с одного вида транспортного средства на другое; быструю загрузку или разгрузку; имеет внутренний объем более 1м3.
|
3.2
|
Грузовой контейнер стандарта ИСО ISO freight container
|
Грузовой контейнер соответствующий стандартам ИСО, существующим на момент изготовления контейнера.
|
3.3
|
Контейнер для тарных и штучных грузов (для генеральных грузов) General cargo container
|
Контейнер, который не предназначен для перевозки воздушным транспортом, а также не предназначен для перевозки видов грузов, требующих обеспечения особых условий, таких как регулировка температуры, давления загрузки, разгрузки, а также особых условий размещения груза в контейнере при перевозке.
|
3.4
|
Контейнер общего назначения или универсальный контейнер General purpous container
|
Грузовой контейнер для тарных и штучных грузов полностью закрытый, пылевлагонепроницаемый, имеющий: жесткую крышу, боковые стенки и пол, имеющий хотя бы в одном торце двери, и предназначенный для перевозки грузов широкой номенклатуры.
|
3.5
|
Контейнер специального назначения Specific purpous container
|
Контейнер для тарных и штучных грузов, в конструкции которого предусмотрены особенности, позволяющие облегчить загрузку или разгрузку контейнера иначе чем через торцевые (боковые) дверные проемы, а также имеющие другие конструктивные особенности для целей перевозки.
|
3.5.1
|
Закрытый вентилируемый контейнер Closed ventilate container
|
Контейнер специального назначения, полностью закрытый, водонепроницаемый, с жесткой крышей, жесткими боковыми, торцевыми стенками и жестким полом, имеющий двери хотя бы в одной из торцевых стенок и имеющий приспособления для естественной или принудительной вентиляции.
|
3.5.2
|
Контейнер с открытым верхом Open-top container
|
Контейнер специального назначения без жесткой крыши, но имеющий раздвижной или съемный чехол например из брезента или пластика.
|
3.5.3
|
Контейнер-платформа Platform
|
Контейнер специального назначения, без верхней рамы (верхней надстройки). Длина, ширина контейнера, требования по прочности и безопасности соответствуют требованиям ИСО. Под верхней надстройкой следует понимать боковые и торцевые стенки, имеющие угловые стойки, продольные балки и поперечные балки, соединяющие угловые стойки торцевых стенок. Контейнеры, не имеющие верхней рамы, имеют код типа контейнера P0.
|
3.5.4
|
Контейнер на базе платформы Platform-based container
|
Контейнер специального назначения на базе платформы без боковых стенок, но имеющий такое же основание, как контейнер-платформа. Имеет код типа контейнера также P0.
|
3.5.4.1
|
Контейнер на базе платформы с неполной верхней рамой и жестко закрепленными торцами Platform-based container with incomplete superstructure and fixed ends
|
Контейнер на базе платформы без какой-либо постоянной продольной несущей конструкции между верхами торцов, кроме закрепленной на его основании. Контейнер имеет код типа Р1 или Р2.
|
3.5.4.2
|
Контейнер на базе платформы с неполной верхней рамой и складными торцами Platform-based container with incomplete superstructure and folding ends
|
Контейнер на базе платформы с неполной верхней рамой, но имеющий складные торцевые стенки с полным поперечным структурным соединением между угловыми стойками. Контейнер имеет код типа Р3 или Р4.
|
3.5.4.3
|
Контейнер на базе платформы с полной верхней рамой Platform-based container with complete superstructure
|
Контейнер на базе платформы, имеющий постоянную жестко закрепленную продольную несущую конструкцию между верхами торцов. Контейнер имеет код типа Р5
|
3.6
|
Специализированный контейнер. Specific cargo container
|
Общий термин для обозначения контейнеров для определенных видов грузов, требующих особых условий при их перевозке.
|
3.6.1
|
Изотермический контейнер Thermal container
|
Контейнер с изолированными стенками, дверями, полом и крышей, которые обеспечивают ограничение теплообмена между внутренним пространством контейнера и внешней средой (ИСО 1496-2). К изотермическим контейнерам относятся контейнеры, имеющие приспособления для охлаждения, нагрева и контроля температуры. Код типа изотермических контейнеров определен для контейнеров с конкретными конструктивными особенностями.
|
3.6.1.1
|
Контейнер-термос Insulate container
|
Изотермический контейнер, не имеющий встроенных или съемных устройств для охлаждения и\или обогрева. Контейнер имеет код типа H5 и H6.
|
3.6.1.2
|
Контейнер с машинным охлаждением Mechanically refrigerated container
|
Изотермический контейнер с машинным охлаждением или отопительной установкой. Контейнер имеет код типа R0.
|
3.6.1.3
|
Охлаждаемый или обогреваемый контейнер Refrigerated and heated container
|
Изотермический контейнер с холодильным устройством (машинным или с восполняемым хладогентом) и обогревом. Контейнер имеет код типа R1 и R3.
|
3.6.2
|
Контейнер-цистерна (Танк-контейнер) Tank container
|
Контейнер, который состоит из двух основных элементов: одного или нескольких цистерн и каркаса, соответствующих требованиям международного стандарта ИСО 1496-3. Контейнеры этого типа имеют коды Т0 и Т9.
|
3.6.3
|
Контейнер для сыпучих грузов Dry bulk container
|
Контейнер для перевозки неупакованных сыпучих грузов с полной или неполной верхней рамой, имеющий проем для загрузки и выгрузки. По конструктивному исполнению контейнеры для перевозки сыпучих грузов могут быть коробчатого и бункерного типа. Тип контейнеров для сыпучих грузов в соответствии со стандартом ИСО 6346 имеет коды В1-В9 в зависимости от конструктивных и технологических особенностей.
|
3.6.3.1
|
Контейнер для сухих сыпучих грузов, загружаемых и выгружаемых без применения давления Non-pressuirzed dry bulk container
|
Контейнер для сухих сыпучих грузов, загружаемых в контейнер и выгружаемых из него под действием силы тяжести груза. Технические характеристики данного типа контейнеров серии 1, виды и объем испытаний определены стандартом ИСО 1493-4. Тип данного вида контейнеров в соответствии со стандартом ИСО 6346 определяется кодом В0.
|
3.6.3.2
|
Контейнер для сухих сыпучих грузов, загружаемых и выгружаемых под давлением Рressuirzed dry bulk container
|
Контейнер для сухих сыпучих грузов погрузка и выгрузка которых может происходить под действием силы тяжести или при снижении давления.
|
3.6.3.3
|
Контейнер ящичного типа
|
Контейнер для сыпучих грузов с выгрузкой без давления, имеющий грузовое пространство в форме параллелепипеда и дверной проем хотя бы в одном торце. Может также использоваться, как контейнер общего назначения.
|
3.6.3.4
|
Контейнер-хоппер
|
Контейнер для сухих сыпучих грузов с горизонтальной выгрузкой, не имеющий дверного проема. Не может быть использован, как контейнер общего назначения.
|
3.6.4
|
Контейнер для конкретных грузов
|
Разные типы контейнеров для перевозки автомобилей, скота и другие, изготовленные в соответствии с требованиями ИСО к контейнерам и предназначенные только для перевозки конкретных грузов.
|
3.7
|
Интермодальная транспортная единица (ИТЕ)
|
Контейнеры, съемные кузова и полуприцепы, пригодные для интермодальной перевозки.
|
3.8
|
Автопоезд
|
Автомобильный тягач в сцепе с полуприцепом или автомобиль в сцепе с прицепом, размещаемые на одном или на двух вагонах.
|
3.9
|
Автомобиль
|
Автомобильный тягач с несъемным закрытым кузовом.
|
3.10
|
Полуприцеп
|
Транспортная единица, представляющая собой несъемный закрытый автомобильный кузов, размещенный на шасси. Полуприцеп предназначен для бесперегрузочных перевозок грузов и имеет устройство для соединения с автомобильным тягачом таким образом, чтобы значительная часть его веса и нагрузки передавалась на автомобильный тягач, и опорное устройство, убирающееся при перевозке и выдвигающееся при хранении полуприцепа на терминалах отдельно от тягача. Для производства погрузочно-разгрузочных работ полуприцеп должен иметь специальные устройства для захватных устройств грузоподъемных механизмов.
|
3.11
|
Прицеп
|
Транспортная единица, представляющая собой несъемный закрытый автомобильный кузов, в отличие от полуприцепа размещенная на двух шасси и соединяющаяся с автомобильным тягачем сцепным устройством.
|
3.12
|
Съемный кузов
|
Единица перевозки груза, размеры которой соответствуют габаритам автотранспортного средства и которая оборудована погрузочно-разгрузочными приспособлениями, предназначенными для ее перемещения между различными видами транспорта, как правило, автомобильным и железнодорожным. Если они предназначаются для перевозки железнодорожным транспортом, то должны соответствовать нормам МСЖД. Некоторые съемные кузова оснащены откидными опорами, на которые они опираются, когда не находятся на транспортном средстве.
|
3.13
|
Угловой фитинг
|
Места крепления, находящиеся обычно в верхних и нижних углах контейнера, в которые вводятся поворотные замки или другие приспособления, позволяющие поднимать, штабелировать, закреплять контейнер. Эти фитинги все чаще используются на съемных кузовах, но не в углах, а в местах, соответствующих местоположению угловых фитингов на 20- или 40-футовых контейнерах.
|
3.14
|
TEU (ДФЭ -двадцатифутовый эквивалент)
|
Единица, эквивалентная двадцати футам. Стандартная единица, которой служит контейнер ИСО длиной 20 футов (6,10 м) и которая используется для статистических измерений, касающихся транспортных потоков или пропускной способности. Один стандартный 40-футовый контейнер серии 1 ИСО равняется 2 TEU.
|
4. Грузовое место
|
4.1
|
Грузовое место
|
Груз на поддоне или предварительно упакованная грузовая единица, размеры которой по периметру соответствуют габаритам поддона и которая может быть помещена в ИТЕ.
|
4.2
|
Поддон
|
Поднимаемая, как правило, деревянная платформа, облегчающая перегрузку грузов. Поддоны имеют стандартные размеры. Чаще всего в Европе используются поддоны со следующими габаритами: 1 000 мм х 1 200 мм (ИСО) и 800 мм х 1 200 мм (ЕКС).
|
4.3
|
"БИГ-БЭГ"
|
Сменный мешок, вкладываемый в ИТЕ и являющийся достаточно прочным для подъема и перевозки грузов различного типа навалом
|
5. Инфраструктура и оборудование
|
5.1
|
Терминал
|
Место, оборудованное для перевалки и хранения ИТЕ.
|
5.2
|
Логистический центр
|
Территориальное объединение независимых компаний и органов, занимающихся грузовыми перевозками (например, транспортных посредников, грузоотправителей, операторов перевозок, таможенных органов) и сопутствующими услугами (например, по хранению, техническому обслуживанию и ремонту), включающее по меньшей мере один терминал.
|
5.3
|
Погрузочно-разгрузочный путь
|
Железнодорожный путь, на котором осуществляются операции по перегрузке ИТЕ.
|
5.4
|
Приватный подъездной путь
|
Прямое железнодорожное соединение с путями какой-либо компании.
|
5.5
|
Спредер
|
Регулируемый механизм на подъемном оборудовании, предназначенный для соединения с фитингами верхних углов ИТЕ либо для соединения при помощи механизмов захвата ИТЕ снизу. Многие спредеры оснащены, кроме того, механизмами захвата нижних продольных балок ИТЕ.
|