gototopgototop

AnyTime Service

Anytime & Anywhere we make your bussines better

+38 (048) 704 72 94

+38 (067) 487 06 59

+38 (067) 487 10 60

Курс валют НБУ на 2017-10-02
RUR 10 RUR
4.5812
EUR 100 EUR
3137.8572
USD 100 USD
2657.8496
Бизнес портал Украины  
Перечень контейнерных терминов и определений к ним


Настоящий перечень определяет значение используемых в настоящее время терминов контейнерных и контрейлерных перевозок и делает их более доступными для понимания широкого круга пользователей: работников железных дорог, операторов перевозок различными видами транспорта, отправителей и получателей грузов и др.

Приведенные определения в их самом узком смысле не могут применяться в области права и статистики, где уже существуют соответствующие справочные документы.

 

 

Наименование   термина

Определение или основные признаки

1. Общие термины

1.1

Мультимодальная перевозка

Перевозка грузов двумя или более видами транспорта.

1.2

Интермодальная перевозка

Последовательная перевозка грузов двумя или более видами транспорта в одной и той же грузовой единице или автотранспортном средстве без перегрузки самого груза при смене вида транспорта.
В более широком смысле термин “интермодальность”применяется для описания системы транспортировки, предполагающей использование двух или более видов транспорта для перевозки одной и той же грузовой единицы или грузового автотранспортного средства в рамках комплексной транспортной цепи [от двери до двери] без погрузочно-разгрузочных операций.

1.3

Комбинированная перевозка

Интермодальная перевозка, в рамках которой большая часть европейского рейса приходится на железнодорожный, внутренний водный или морской транспорт и любой начальный и/или конечный отрезок пути, на котором используется автомобильный транспорт, является максимально коротким.

1.4

Контрейлерная перевозка

Частный случай перевозки автопоездов, автомобильных прицепов и полуприцепов по железной дороге.

1.5

Комбинированная перевозка с сопровождением

Перевозка укомплектованного автотранспортного средства в сопровождении водителя с использованием другого вида транспорта (например, парома или поезда).

1.6

Комбинированная перевозка без сопровождения

Перевозка автотранспортного средства или интермодальной транспортной единиц (ИТЕ) без водителя с использованием другого вида транспорта (например, парома или поезда).

1.7

Фидерная перевозка

Морская перевозка на короткое расстояние между по меньшей мере двумя портами с целью группировки или распределения грузов (обычно контейнеров) в одном из этих портов для перевозки в открытом море или после такой перевозки.

1.8

Логистика

Процесс организации цепи доставки и управления этой цепью в самом широком смысле. Может охватывать как поставки сырья, необходимого для производства, так и управление материальными ресурсами на предприятии, доставку на склады и в распределительные центры, сортировку, переработку, упаковку и окончательное распределение в местах потребления.

1.9

Грузовая отправка

Груз, отправленный на основании одного договора перевозки. В комбинированных перевозках данный термин может использоваться в статистических целях для подсчета грузовых единиц или автотранспортных средств.
Под объединением нескольких грузовых отправок в полную партию подразумевается консолидация или укрупнение грузовых партий.

1.10

Предел ответственности

Максимальная денежная сумма, выплачиваемая перевозчиком грузоотправителю за любое повреждение груза или его утрату, за которые перевозчик несет ответственность по договору перевозки. Предельная сумма определяется по договоренности или в соответствии с законом.

1.11

Грузы, требующие особых условий перевозок

Грузы, которые при перевозке, по своим физико-механическим характеристикам и физико-химическим свойствам не могут быть отнесены ни к одному из видов тарных или штучных грузов, то есть к какому-либо виду, так называемых, генеральных грузов.
К ним относятся жидкие опасные и неопасные грузы, загружаемые в контейнер и выгружаемые из контейнера наливом, газообразные грузы, перевозимые в сжиженном состоянии, твердые сыпучие грузы, загружаемые в контейнер и выгружаемые из контейнера самотеком или под давлением, грузы, требующие охлаждения или обогрева, грузы конкретного наименования и другие.

2. Участники комбинированной перевозки

2.1

Отправитель

Лицо или компания, которые передают грузы в ведение других лиц или компаний (экспедитора, перевозчика/оператора перевозки) для его доставки получателю.

2.2

Экспедитор

Посредник, организующий перевозку грузов и/или предоставление сопутствующих услуг по поручению грузоотправителя.

2.3

Получатель

Лицо или компания, имеющие право получить доставленные грузы.

2.4

Оператор перевозки / перевозчик

Лицо или компания, которые либо непосредственно отвечают за перевозку грузов, либо используют для этой перевозки третью сторону.

2.5

Принципал

Лицо, по отношению к которому другое лицо выступает в качестве агента.

2.6

Оператор мультимодальной перевозки (омп)

Любое лицо, заключающее договор мультимодальной перевозки и принимающее на себя полную ответственность за его осуществление в качестве перевозчика или оператора перевозки.

3. Грузовые единицы

3.1

Грузовой контейнер
Freight container
Термин "грузовой контейнер" не включает понятие "транспортное средство", "тару" или "упаковку"

Единица транспортного оборудования, которая имеет прочную конструкцию, является пригодной для многократного использования; позволяет осуществлять перевозки груза несколькими видами транспорта (транспортными средствами); быструю перегрузку с одного вида транспортного средства на другое; быструю загрузку или разгрузку; имеет внутренний объем более 1м3.

3.2

Грузовой контейнер стандарта ИСО
ISO freight container

Грузовой контейнер соответствующий стандартам ИСО, существующим на момент изготовления контейнера.

3.3

Контейнер для тарных и штучных грузов (для генеральных грузов)
General cargo container

Контейнер, который не предназначен для перевозки воздушным транспортом, а также не предназначен для перевозки видов грузов, требующих обеспечения особых условий, таких как регулировка температуры, давления загрузки, разгрузки, а также особых условий размещения груза в контейнере при перевозке.

3.4

Контейнер общего назначения или универсальный контейнер
General purpous container

Грузовой контейнер для тарных и штучных грузов полностью закрытый, пылевлагонепроницаемый, имеющий: жесткую крышу, боковые стенки и пол, имеющий хотя бы в одном торце двери, и предназначенный для перевозки грузов широкой номенклатуры.

3.5

Контейнер специального назначения
Specific purpous container

Контейнер для тарных и штучных грузов, в конструкции которого предусмотрены особенности, позволяющие облегчить загрузку или разгрузку контейнера иначе чем через торцевые (боковые) дверные проемы, а также имеющие другие конструктивные особенности для целей перевозки.

3.5.1

Закрытый вентилируемый контейнер
Closed ventilate container

Контейнер специального назначения, полностью закрытый, водонепроницаемый, с жесткой крышей, жесткими боковыми, торцевыми стенками и жестким полом, имеющий двери хотя бы в одной из торцевых стенок и имеющий приспособления для естественной или принудительной вентиляции.

3.5.2

Контейнер с открытым верхом
Open-top container

Контейнер специального назначения без жесткой крыши, но имеющий раздвижной или съемный чехол например из брезента или пластика.

3.5.3

Контейнер-платформа
Platform

Контейнер специального назначения, без верхней рамы (верхней надстройки). Длина, ширина контейнера, требования по прочности и безопасности соответствуют требованиям ИСО. Под верхней надстройкой следует понимать боковые и торцевые стенки, имеющие угловые стойки, продольные балки и поперечные балки, соединяющие угловые стойки торцевых стенок.
Контейнеры, не имеющие верхней рамы, имеют код типа контейнера P0.

3.5.4

Контейнер на базе платформы
Platform-based container

Контейнер специального назначения на базе платформы без боковых стенок, но имеющий такое же основание, как контейнер-платформа.
Имеет код типа контейнера также P0.

3.5.4.1

Контейнер на базе платформы с неполной верхней рамой и жестко закрепленными торцами
Platform-based container with incomplete superstructure and fixed ends

Контейнер на базе платформы без какой-либо постоянной продольной несущей конструкции между верхами торцов, кроме закрепленной на его основании.
Контейнер имеет код типа Р1 или Р2.

3.5.4.2

Контейнер на базе платформы с неполной верхней рамой и складными торцами
Platform-based container with incomplete superstructure and folding ends

Контейнер на базе платформы с неполной верхней рамой, но имеющий складные торцевые стенки с полным поперечным структурным соединением между угловыми стойками.
Контейнер имеет код типа Р3 или Р4.

3.5.4.3

Контейнер на базе платформы с полной верхней рамой
Platform-based container with complete superstructure

Контейнер на базе платформы, имеющий постоянную жестко закрепленную продольную несущую конструкцию между верхами торцов.
Контейнер имеет код типа Р5

3.6

Специализированный контейнер.
Specific cargo container

Общий термин для обозначения контейнеров для определенных видов грузов, требующих особых условий при их перевозке.

3.6.1

Изотермический контейнер
Thermal container

Контейнер с изолированными стенками, дверями, полом и крышей, которые обеспечивают ограничение теплообмена между внутренним пространством контейнера и внешней средой (ИСО 1496-2).
К изотермическим контейнерам относятся контейнеры, имеющие приспособления для охлаждения, нагрева и контроля температуры.
Код типа изотермических контейнеров определен для контейнеров с конкретными конструктивными особенностями.

3.6.1.1

Контейнер-термос
Insulate container

Изотермический контейнер, не имеющий встроенных или съемных устройств для охлаждения и\или обогрева.
Контейнер имеет код типа H5 и H6.

3.6.1.2

Контейнер с машинным охлаждением
Mechanically refrigerated container

Изотермический контейнер с машинным охлаждением или отопительной установкой.
Контейнер имеет код типа R0.

3.6.1.3

Охлаждаемый или обогреваемый контейнер
Refrigerated and heated container

Изотермический контейнер с холодильным устройством (машинным или с восполняемым хладогентом) и обогревом.
Контейнер имеет код типа R1 и R3.

3.6.2

Контейнер-цистерна (Танк-контейнер)
Tank container

Контейнер, который состоит из двух основных элементов: одного или нескольких цистерн и каркаса, соответствующих требованиям международного стандарта ИСО 1496-3.
Контейнеры этого типа имеют коды Т0 и Т9.

3.6.3

Контейнер для сыпучих грузов
Dry bulk container

Контейнер для перевозки неупакованных сыпучих грузов с полной или неполной верхней рамой, имеющий проем для загрузки и выгрузки. По конструктивному исполнению контейнеры для перевозки сыпучих грузов могут быть коробчатого и бункерного типа.
Тип контейнеров для сыпучих грузов в соответствии со стандартом ИСО 6346 имеет коды В1-В9 в зависимости от конструктивных и технологических особенностей.

3.6.3.1

Контейнер для сухих сыпучих грузов, загружаемых и выгружаемых без применения давления
Non-pressuirzed dry bulk container

Контейнер для сухих сыпучих грузов, загружаемых в контейнер и выгружаемых из него под действием силы тяжести груза.
Технические характеристики данного типа контейнеров серии 1, виды и объем испытаний определены стандартом ИСО 1493-4.
Тип данного вида контейнеров в соответствии со стандартом ИСО 6346 определяется кодом В0.

3.6.3.2

Контейнер для сухих сыпучих грузов, загружаемых и выгружаемых под давлением
Рressuirzed dry bulk container

Контейнер для сухих сыпучих грузов погрузка и выгрузка которых может происходить под действием силы тяжести или при снижении давления.

3.6.3.3

Контейнер ящичного типа

Контейнер для сыпучих грузов с выгрузкой без давления, имеющий грузовое пространство в форме параллелепипеда и дверной проем хотя бы в одном торце. Может также использоваться, как контейнер общего назначения.

3.6.3.4

Контейнер-хоппер

Контейнер для сухих сыпучих грузов с горизонтальной выгрузкой, не имеющий дверного проема. Не может быть использован, как контейнер общего назначения.

3.6.4

Контейнер для конкретных грузов

Разные типы контейнеров для перевозки автомобилей, скота и другие, изготовленные в соответствии с требованиями ИСО к контейнерам и предназначенные только для перевозки конкретных грузов.

3.7

Интермодальная транспортная единица (ИТЕ)

Контейнеры, съемные кузова и полуприцепы, пригодные для интермодальной перевозки.

3.8

Автопоезд

Автомобильный тягач в сцепе с полуприцепом или автомобиль в сцепе с прицепом, размещаемые на одном или на двух вагонах.

3.9

Автомобиль

Автомобильный тягач с несъемным закрытым кузовом.

3.10

Полуприцеп

Транспортная единица, представляющая собой несъемный закрытый автомобильный кузов, размещенный на шасси. Полуприцеп предназначен для бесперегрузочных перевозок грузов и имеет устройство для соединения с автомобильным тягачом таким образом, чтобы значительная часть его веса и нагрузки передавалась на автомобильный тягач, и опорное устройство, убирающееся при перевозке и выдвигающееся при хранении полуприцепа на терминалах отдельно от тягача. Для производства погрузочно-разгрузочных работ полуприцеп должен иметь специальные устройства для захватных устройств грузоподъемных механизмов.

3.11

Прицеп

Транспортная единица, представляющая собой несъемный закрытый автомобильный кузов, в отличие от полуприцепа размещенная на двух шасси и соединяющаяся с автомобильным тягачем сцепным устройством.

3.12

Съемный кузов

Единица перевозки груза, размеры которой соответствуют габаритам автотранспортного средства и которая оборудована погрузочно-разгрузочными приспособлениями, предназначенными для ее перемещения между различными видами транспорта, как правило, автомобильным и железнодорожным. Если они предназначаются для перевозки железнодорожным транспортом, то должны соответствовать нормам МСЖД. Некоторые съемные кузова оснащены откидными опорами, на которые они опираются, когда не находятся на транспортном средстве.

3.13

Угловой фитинг

Места крепления, находящиеся обычно в верхних и нижних углах контейнера, в которые вводятся поворотные замки или другие приспособления, позволяющие поднимать, штабелировать, закреплять контейнер.
Эти фитинги все чаще используются на съемных кузовах, но не в углах, а в местах, соответствующих местоположению угловых фитингов на 20- или 40-футовых контейнерах.

3.14

TEU
(ДФЭ -двадцатифутовый эквивалент)

Единица, эквивалентная двадцати футам. Стандартная единица, которой служит контейнер ИСО длиной 20 футов (6,10 м) и которая используется для статистических измерений, касающихся транспортных потоков или пропускной способности.
Один стандартный 40-футовый контейнер серии 1 ИСО равняется 2 TEU.

4. Грузовое место

4.1

Грузовое место

Груз на поддоне или предварительно упакованная грузовая единица, размеры которой по периметру соответствуют габаритам поддона и которая может быть помещена в ИТЕ.

4.2

Поддон

Поднимаемая, как правило, деревянная платформа, облегчающая перегрузку грузов. Поддоны имеют стандартные размеры. Чаще всего в Европе используются поддоны со следующими габаритами: 1 000 мм х 1 200 мм (ИСО) и 800 мм х 1 200 мм (ЕКС).

4.3

"БИГ-БЭГ"

Сменный мешок, вкладываемый в ИТЕ и являющийся достаточно прочным для подъема и перевозки грузов различного типа навалом

5. Инфраструктура и оборудование

5.1

Терминал

Место, оборудованное для перевалки и хранения ИТЕ.

5.2

Логистический центр

Территориальное объединение независимых компаний и органов, занимающихся грузовыми перевозками (например, транспортных посредников, грузоотправителей, операторов перевозок, таможенных органов) и сопутствующими услугами (например, по хранению, техническому обслуживанию и ремонту), включающее по меньшей мере один терминал.

5.3

Погрузочно-разгрузочный путь

Железнодорожный путь, на котором осуществляются операции по перегрузке ИТЕ.

5.4

Приватный подъездной путь

Прямое железнодорожное соединение с путями какой-либо компании.

5.5

Спредер

Регулируемый механизм на подъемном оборудовании, предназначенный для соединения с фитингами верхних углов ИТЕ либо для соединения при помощи механизмов захвата ИТЕ снизу.
Многие спредеры оснащены, кроме того, механизмами захвата нижних продольных балок ИТЕ.

 
.